3 июля 2015 г.

Домик Каширина. Детство Горького.

В Нижнем немало исторических памятников, но домик Каширина на Почтовом съезде — настоящая машина времени. Здесь все, начиная от мощеного булыжником двора до предметов интерьера переносит посетителя на 150 лет назад.













Дом принадлежал Василию Каширину — деду Максима Горького (в 1871 г. — 3-летнего Алеши Пешкова). Василий Васильевич был в своем роде уникальным человеком. Он прошел путь от простого бурлака до мещанина, владельца собственного дела. Василий Васильевич был красильщиком, старшиной красильщиков Нижнего Новгорода. Поэтому выстроенный дом был не только родовым поместьем, но и производственным цехом, и сбытовой лавкой.
Красильня располагалась во дворе дома. Сюда приносили на окраску пряжу, домотканные холсты, иногда появлялись и купцы, чтобы подновить выгоревший на солнце товар.




















Внутри — печь и чаны с красителем. Маленького Алёшу зачаровывало превращение серой материи в бордо, а желтой — в темно-синюю. Попробовал раз и он покрасить ткань, да на беду взял нарядную белую скатерть, и несмотря на защиту бабушки и матери, был наказан дедом.

















Также во дворе находились амбар и каретник. Амбар служил для хранения хозяйственной утвари, каретник предназначен для лошади и саней. Сани использовались для перевозки (вода, материалы)
















В розвальнях выезжали хозяева дома.
















В доме жили 16 человек. Несмотря на то, что внешне дом кажется большим, внутри тесно и сумрачно. Строили дом по крестьянским обычаям: с высокими порогами и низкими потолками, чтобы тепло сохранялось как можно дольше. Если кто-то считает, что живет в маленькой квартире, советую дойти до домика на Почтовом съезде и представить, что вам здесь нужно прожить хотя бы 5 лет. Квартира вырастет в ваших глазах.
Общая комната, где обедали, принимали гостей напоминает обычную избу: красный угол, обеденный стол. Напротив — бабий кут с печью и утварью.

















Традиции соблюдались по Домострою. Сначала ели мужчины: дед, сыновья, работники. На столе — общая тарелка, из которой суп все обедавшие. Тут же подушка с иголками, наперстками. Ими пользовались дед и дяди: сшивали окрашенные ткани.




















На стене висит гитара. Когда деда не было дома, один из Алёшиных дядей — Яков — брал ее в руки и играл романсы, плясовые. Приглашенные бабушкой гости веселились, танцевали. Сама бабушка Акулина Ивановна, большая, «как медведица» двигалась легко.
По субботам Ваня Цыганок устраивал тараканьи бега: доставал тараканов из-за печки, привязывал к ним саночки из бумаги и тараканы соревновались под восторженные крики ребятни.
Аня сидит на широкой лавке с очень правильным настроением. Именно на ней дед порол провинившихся ребятишек каждую субботу перед всенощной. Впервые был порот на ней и Алёша за ту злополучную скатерть. И если остальные внуки принимали наказание как должное, мальчик сопротивлялся до последнего, укусил деда за палец, чем разгневал старика еще больше и был выпорот до потери сознания.





















Комната семьи Михаила. Дядя Михаил был крутого нрава: много пил, был скор на расправу, бил свою тихую жену, а та всё терпела. На обеденном столе рядом с самоваром стоит штоф зеленого стекла и рюмки. Комната отражает мещанские вкус и моду конца 19 в.: пол выкрашен краской, стены оклеены бумажными обоями. Сундук, покрытый ковриком — на нем спали ребятишки.















На комоде стоит детская копилка в виде петушка, игольница. Над зеркалом по тогдашней моде развешаны фотографии. Количество фотографий косвенно свидетельствовало о достатке, удовольствие не всем доступное.















У другой стены — диван и нарядная одежда: женское платье, мужской сюртук и картуз — необходимый атрибут нижегородских модников.















Комната Василия Каширина. Мрачноватые обои, письменный стол (хоть и бывший бурлак, а грамоте обучен!) с гусиным пером и счетами. Под образами другая святыня — сундучок-укладка со сбережениями и ценными бумагами. На ночь хозяин клал его под подушку: кругом воры, доверять никому нельзя.















Хозяйский диван под карельскую березу — показатель статуса и достатка.






























Комната хозяина была самой большой и светлой, но он не был ее единоличным владельцем. Когда в семье появлялся новорожденный (а бывало это каждый год), комната переходила на время матери с младенцем.

Дверь ведет в смежную комнатку, где жила Акулина Ивановна. В воспоминаниях Горького бабушка описывается светлой, радостной. Такая же обстановка царит и в ее владениях. Еще до замужества (а вышла замуж она в 14 лет) Акулина Ивановна слыла отменной кружевницей, могла справиться с самой тонкой работой. У окна расположен станок с коклюшками. Кружевом бабушка занималась всю жизнь, и это приносило ей свой доход.
На левой стене — зеркало, под ним — туалетный столик. В правом углу — киот с иконами. Бабушка проводила много времени в молитвах к Богородице с просьбой даровать ум ее сыновьям и мир в семье. Болело сердце матери из-за вечной вражды братьев и дележа наследства.















Наволочки, подзор на покрывале украшены кружевом. На этой кровати маленький Алёша спал вместе с бабушкой.















Вообще-то его место было на сундуке, но над сундуком висели вот такие часы. Мальчик боялся, что они упадут на него, а маятник разрежет ему спину.




















Акулина Ивановна была неграмотной женщиной, но для становления будущего писателя, его образного мышления оказалось достаточно бабушкиных сказок. В основе сюжета нередко лежали такие изразцы. Балахнинские кружевницы равно славились и мастерством плетения, и песнями. Бабушка знала огромное количество стихов и сказаний, которыми Алёша буквально напитывался.















Вторая дверь из комнаты ведет в сени.Там сушились травы. Акулина Ивановна знала толк в лекарственных травах и лечила не только своих домочадцев, за помощью к ней обращались знакомые и малознакомые.
















Дверь из сеней ведет в подклеть, цокольный этаж, как бы мы сейчас сказали. К сожалению, вход туда закрыт, обзор только через стеклянную дверь.
Помещение довольно просторное по сравнению с комнатами наверху. Там была своя печь, широкие нары, лавки вдоль стен. Именно там поселились Алёша с матерью, когда приехали в дом Кашириных. Главным преимуществом проживания там была уединенность — Варваре Васильевне с сыном могли укрыться от цепкого взгляда отца или громкой ругани братьев.
В целом жизнь всех обитателей дома была непростой, трагедии и горе были постоянно рядом. Алёша с матерью прожили здесь 1,5 года. В 1872 году наследство было разделено, и семья Кашириных разъехалась. В дом на Успенском (сейчас Почтовом) съезде писатель больше не возвращался.

За забором на территории музея есть небольшой памятник Алёше Пешкову.




















Здесь грустно и радостно одновременно, испытываешь то жалость, то уважение, то непонимание в адрес тех, кто жил здесь когда-то. Машина времени работает даже во дворе дома.


Время работы музея «Домик Каширина»:
с 10 до 17, четверг с 10 до 19 (касса закрывается за полчаса до этого времени)
с 13 до 14 санитарный час.
вторник, среда — выходные дни

Стоимость билетов:
Взрослый — 100 рублей
Школьники и пенсионеры — 60 рублей
Дошкольники бесплатно
Экскурсия — 400 рублей (делится на всех экскурсантов).

Мы удачно пришли после перерыва, в 14-00 и попали на экскурсию с группой.
К детям относятся приветливо, по пятам не ходят. Руками мало что удается потрогать, т.к. комнаты загорожены ограничительной лентой. Но билетеры ничего специально не охраняют, предоставляя посетителям свободу действий.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...